BattleTech на Урале

Глоссарий
Как известно, BattleTech - это целая вселенная, живущая по своим законам и правилам. Для лучшего понимания того, что в ней происходит, ниже в алфавитном порядке приводится список используемых терминов, сокращений и их заглавных букв для упрощения навигации по глоссарию. В скобках дано оригинальное написание, а после запятой - сокращение.

А

Абтакха (Abtakha)
Абтакха - это захваченный воин, принятый в его новый клан в качестве воина.

Автопушка (Autocannon), АП (AC)
Скорострельное, самозаряжающееся оружие, стреляющее высокоскоростными очередями взрывчатых, бронебойных снарядов. Лёгкой считается автопушка с калибром от 30 до 90 мм. Тяжёлая автопушка может иметь калибр от 80 до 120 мм и даже выше. Автопушки бывают следующие: АП/2, АП/5, АП/10 и АП/20. Также они имеют улучшенные версии: лёгкие баллистические (ЛБ-X), ультра (УАП) и роторные штурмовые орудия (РШО).

Альянс Лиры (Lyran Alliance), АЛ (LA)
Новое государство Внутренней Сферы, с 3057 года управляемое Катериной Штейнер-Давион.

Афф (Aff) / нег (Neg)
Клановские выражения, использующиеся для ответа на риторический вопрос. Если был задан утвердительный вопрос квиафф, то используется афф. Если был задан отрицательный вопрос квинег, то используется нег.

Б

БатлМастер (BattleMaster)
Термин, возникший среди московских членов Русской Лиги BattleTech и обозначающий судью игры или одного из ведущих проекта. Также название весьма популярного сфероидного меха.

Боевой корабль, варшип (WarShip)
Тяжело вооружённый боевой прыгун известен как боевой звездолёт и представляет собой самое большое и сложное создание человечества. Это технологическое чудо способно путешествовать между звёздами и маневрировать в планетных системах с приличной скоростью. Почти все боевые звездолёты Внутренней Сферы были уничтожены во время Войн за Наследство, и только в середине XXXI века Великие Дома стали способны вновь строить их. Уничтожение города Эдо в Заливе Черепах орбитальной бомбардировкой боевыми звездолётами Клана Дымчатого Ягуара в 3050 году вынудило государства Внутренней Сферы ускорить исследовательские и производственные программы по строительству подобных судов.

Боевой робот (BattleMech), мех ('Mech)
Мехи - это наиболее мощные из когда-либо созданных наземных боевых машин - доминируют на полях сражений XXXI века. Эти огромные гуманоидные машины высотой около 12-ти метров весят до 100 тонн. Они более быстрые, маневренные, лучше бронированные и вооружённые, чем любой другой боевой юнит. Вооружённые пушками-проекторами частиц, лазерами, скорострельными автопушками и ракетами, эти бегемоты несут достаточно огневой мощи, чтобы сравнять с землёй всё, кроме другого меха. Небольшой термоядерный реактор предоставляет меху практически неисчерпаемые энергетические ресурсы. В силу своих конструктивных особенностей мех легко может быть адаптирован для ведения боевых действий в любых климатических условиях, начиная от выжженных солнцем пустынь и заканчивая приполярной тундрой. Армии XXXI века включают два класса мехов: используемые, прежде всего Внутренней Сферой, представленные разновидностями и улучшениями оригинальной технологии мехов, и модульные "омнимехи" (OmniMechs), давшие кланам их начальное преимущество. Мехи и омнимехи подразделяются на лёгкие (20-35 тонн), средние (40-55 тонн), тяжёлые (60-75 тонн) и штурмовые (80-100 тонн).

Бонсреф (Bonsref)
Обычай клана, позволяющий хозяину уз связанного убить его в бою "один на один". Традиция требует, чтобы связанный не боролся, а принял смерть от рук его хозяина уз.

В

ВВБ (ISF)
Войска Внутренней Безопасности (Дом Куриты).

Великий Дом (Great House)
Одна из 5 династий, управляющих входящими в Звёздную Лигу государствами Внутренней Сферы. Их представители были Лордами Верховного Совета Звёздной Лиги, а после её распада в 2781 году стали Наследными Лордами. Вот эти Великие Дома:
Дом Давиона,
Дом Куриты,
Дом Ляо,
Дом Марика,
Дом Штейнера.

Великий Совет (Grand Council)
Великий Совет - это орган, ответственный за управление кланами в целом. Он состоит из собрания ханов, по 2 от каждого клана, и из ильХана (если он выбран). Его полномочия охватывают любые вопросы, затрагивающие более одного клана, и он также определяет общую политику потомков Керенского. Великий Совет служит как высший суд кланов.

Вернорожденный (Trueborn) / верное рождение (True Birth)
Вернорожденный - продукт выполнения евгенической программы касты воинов.

Винтовка Гаусса (Gauss Rifle)
Винтовка Гаусса использует несколько магнитов, чтобы разогнать снаряд в стволе. Хотя для её работы требуется много энергии, она выделяет очень мало тепла и развивает скорость вылета из ствола в 2 раза большую, чем любое обычное оружие. Стреляет железо-никелевыми болванками. Учёные Лиги Свободных Миров разработали лёгкую версию винтовки Гаусса, с дальностью поражения до 750 метров.

ВЛСМ (FWLM)
Войска Лиги Свободных Миров.

Внутренняя Сфера (Inner Sphere)
Термин, исходно обозначавший обитаемые миры, присоединившиеся к Звёздной Лиге, разбросанные по сфере радиусом около 500 световых лет вокруг Терры, древней прародины человечества. Государства, владения и пиратские группировки, расположенные сразу за пределами Внутренней Сферы, называются Периферией. Когда Николай Керенский оставил Внутреннюю Сферу, он ушел в районы, лежащие за Периферией, в неизвестные области.

Вольнорожденный (Freeborn) / вольное рождение (Free Birth)
Индивидуум, рождённый женской особью естественным путём в результате неконтролируемого (случайного) спаривания. Так как кланы очень высоко ценят свои евгенические программы, то у вольнорожденного индивидуума автоматически предполагается низкий потенциал к последующему развитию. Вольное рождение - эпитет, используемый вернорожденными членами касты воинов, обычно обозначающий отвращение или замешательство. В устах вернорожденного воина это является смертельным оскорблением, если адресовано другому вернорожденному.

ВСАЛ (LAAF)
Вооружённые Силы Альянса Лиры.

ВСВП (GPAF)
Вооружённые Силы Великой Периферии.

ВСКК (CCAF)
Вооружённые Силы Конфедерации Капеллы.

ВССИ (SIMF)
Военные Силы Святого Ива.

ВССЛ (LCAF)
Вооружённые Силы Содружества Лиры.

ВССФ (AFFS)
Вооружённые Силы Солнечной Федерации.

ВСФС (AFFC)
Вооружённые Силы Федеративного Содружества.

Вызов (Batchall)
Ритуал, посредством которого воины кланов проводят боевые вызовы. Хотя форма вызова и варьируется, обычно вызывающий называет себя, указывает цель спора и требует защищающегося назвать свои силы и диспозицию. Защищающийся имеет право выбрать место проведения испытания. Затем обе стороны торгуются за силы, которые будут участвовать в состязании. Командир, берущийся выиграть бой с наименьшим количеством сил, получает право и обязанность атаковать. Защищающийся может повысить ставки, назначив эквивалентную или меньшую цену, если он выиграет испытание.

Выкуп (Ransom)
Обычай клана предписывает, чтобы воин, успешно прошедший его испытание, вознаграждался бы кланом каким-нибудь подарком. В зависимости от успеха воина в ходе испытания выкуп может варьироваться от права выбрать тип оружия, который он будет использовать как воин, до права командования особым подразделением. Когда хан Наташа Керенская вернулась из Внутренней Сферы и повторно выдержала испытание положения, ильХан Ульрик Керенский наградил её правом сформировать 13-ю Гвардию Волков.

Г

Гегемония Великой Периферии (Grand Periphery Hegemony), ГВП (GPH)
Новое государство Периферии, с 3060 года управляемое Домом Калдерона.

Гегемония Терры (Terran Hegemony), ГТ (TH)
Государство в центре Внутренней Сферы, с 2315 по 2571 годы управляемое Домом Камерона.

Гипер-импульсная связь (HPG Communication)
Учёные Звёздной Лиги разработали оперативную систему связи между мирами, основанную на перемещении радиоволн в гиперпространстве. Для такой связи на планетах, спутниках, орбитальных станциях и на крупных космических кораблях используются гипер-импульсные станции (ГИС) разных типов.

Гифтэйк (Giftake)
Это образец ДНК, взятой от воина, с великой славой погибшего в бою. Гифтэйк подразумевает лучший образец ДНК воина, который скорее всего будет использован в производстве улучшенных воинов.

Главный кодекс (Master Codex)
Главный кодекс - это главный файл плана размножения Клана. Он содержит записи карт ДНК и названия кодексов каждого воина, рождённого за столетия.

Д

ДВР (DMI)
Департамент Военной Разведки (Дом Давиона).

ДВРЗЛ (SLDMI)
Департамент Военной Разведки Звёздной Лиги.

Дезгра (Desgra)
Сражавшееся и опозорившее себя подразделение известно как дезгра. Это же название относится и к ритуалу, в ходе которого подразделение признаётся виновным и наказывается. Любое подразделение, неподчинившееся приказу, запаниковавшее перед лицом врага или предпринявшее бесчестные действия становится опозоренным. Воинам подразделения дают выбор: немедленная казнь или дезгра: "позорное изгнание". Перед вторжением дезгра воины, хотевшие жить, посылались на один из не очень пригодных для обитания миров и оставлялись там одни, чтобы выжить или умереть. После пяти лет, оставшимся в живых позволяли вернуться, но без любой гарантии принятия обратно в общество. Со времени Тукайида, некоторые дезгра подразделения нанялись наёмниками. Маловероятно, что любой клан примет дезгра подразделение после того, как оно прослужило 5 лет как наёмное подразделение, потому что клановские воины рассматривают наёмников ниже даже самой низкой касты. По закону клана дезгра подразделения должны удалить все обозначения клана с их оружия и униформы и носить то, что историки немедленно признали бы как гребень ненавистной семьи Амарисов.

Дом Крови (Bloodname House)
Воины, носящие или имеющие право носить определённое Имя Крови, образуют Дом Крови. Дом заменяет воинам семью и имеет значительное политическое влияние в кланах. В некоторых кланах, особенно Киндраа Огненного Мандрилла и Монастыри Облачной Кобры, группы Домов Крови объединяются, чтобы сформировать большие, более могущественные ассоциации. После первого поколения Имена Крови определяются по материнской линии, поэтому воин может притязать на членство только в одном Доме Крови.

З

Звёздная Лига (Star League), ЗЛ (SL)
Звёздная Лига была создана в 2571 году шестью государствами Внутренней Сферы, когда была предпринята попытка мирного объединения главных звёздных систем, заселённых к тому времени человечеством. Ей управлял Дом Камерона, чьи представители занимали пост Первого Лорда, а главы пяти других государств были Лордами Верховного Совета. В 2751 году внезапная смерть Первого Лорда оставила Звёздную Лигу на попечение ребёнка. Молодой Ричард Камерон управлял номинально, а реальная власть находилась в руках пяти Лордов Совета. Амбициозные и подозрительные, они интриговали друг с другом, в то время как злой гений по имени Стефан Амарис нашёл путь в доверчивое сердце Ричарда. В 2766 году Амарис убил Ричарда и путём кровавого переворота взял контроль над Звёздной Лигой. Силы Обороны Звёздной Лиги, управляемые блестящим генералом Александром Керенским, отказались принять правление Амариса. 13 лет они боролись с ним в ожесточённой гражданской войне, которая была самым большим конфликтом, в котором воевало человечество до этого или после. Силы Керенского победили, но ужасной ценой. В последовавшем хаосе каждый Лорд Совета провозгласил себя Первым Лордом. Звёздная Лига была распущена в 2781 году, несмотря на усилия Керенского удержать вместе её части. По прошествии нескольких лет война захлестнула всю Внутреннюю Сферу и продолжается по сей день, хотя с тех пор прошло уже почти 300 лет. Эти кровавые столетия войны известны сегодня как Войны за Наследство.

Зеллбриген (Zellbrigen)
Это клановское слово описывает правила, используемые для урегулирования и ритуализации дуэлей. Зеллбриген означает, что сражающиеся участвуют в дуэлях один на одного, даже если обе стороны имеют много воинов. Невызванные немедленно для сохранения чести не должны участвовать в битве, пока противник не освободится, т.е. победит своего врага. Атака врага, сражающегося с оппонентом, является главным нарушением кодекса клана, обычно караясь, как минимум, понижением ранга.

И

ИльЧи (ilChi)
Посол-посланник, которого Клан Дух Крови направляет своим союзникам, называется ильЧи.

ИльХан (ilKhan)
Военный лидер кланов, избранный из членов Великого Совета. Также он служит арбитром между кланами во времена кризисов, действуя властью Великого Совета. ИльХан наделён всесторонними полномочиями в военных вопросах, но они не абсолютны; он отвечает перед Великим Советом, а его полномочия ограничены вопросами, принадлежащими обычно Великому Совету. Обычно ильХан не может вмешиваться во внутренние события клана, поэтому в военных вопросах кланы действют в значительной степени беспрепятственно.

Изорла (Isorla)
Трофеи битвы, на которые воины могут объявить свои права, включая связанных, известны как изорла.

Имя Крови (Bloodname)
Имена Крови обозначают фамилии тех 800 воинов, которые участвовали вместе с Николаем Керенским в Исходе во время гражданской войны. Эти 800 воинов основали кланы и приняли участие в разработке программы направленного генетического отбора. С момента установления системы кланов, право носить одну из этих фамилий стало заветной мечтой каждого клановского воина. Только воины, носящие Имена Крови, могут заседать на Совете Клана или быть избранными ханом или ильХаном. Большинство Имён Крови постепенно стали использоваться одним или двумя фенотипами воинов, но некоторые престижные имена, такие как Керенский, показали их генетическую ценность, производя отличных воинов всех трёх фенотипов (мехвариоры, пилоты аэрокосмолётов и элементалы). Имена Крови передаются по материнской линии после первого поколения. Поскольку воин может быть наследником только своего женского родителя, то он может притязать только на одно Имя Крови.

Испытание владения (Trial of Possession)
Этом испытание решает конфликты между двумя или более кланами, заявляющих права на что-то одно, это может быть территория, воинские гены или даже просто победа в споре. Испытание начинается с формального вызова атакующей и ответа защищающейся сторон. Из командиров атакующего клана предпочтение отдается тому, который сделал заявку на минимальное количество войск.

Испытание изгнания (Trial of Abjuration)
Когда проблема в пределах касты или клана не может быть решена никаким другим способом, беспокойный элемент может быть изгнан из общества клана посредством испытания изгнания. Подвергшийся ритуалу лишается ранга и касты, что ставит его вне закона клана, и обычно насильственно изгоняется из территории клана. Члены кланов не могут больше произносить имя изгнанного члена или клана и, в случае воинов, их генетический материал изымается из генного пула. Клан может также изгнать воина за пренебрежение обязанностями или за действия, недопустимые для воина. Результаты испытания изгнания могут быть изменены Советом Клана, постановившим это, или Великим Советом.

Испытание обиды (Trial of Grievance) / дуэль чести (Honor Duel)
Когда возникают споры между отдельными воинами, которые ни они сами, ни их непосредственные начальники не могут решить, оба воина должны подать прошение на слушание их разногласий в Совете Клана (или в Великом Совете, если противники - воины с Именем Крови или важного ранга). До решения совета спорящие связаны законом клана для избежания любых ненужных контактов. Это может привести к переводу одного из них в другое подразделение. Если один совершает агрессивные действия против другого до решения совета или если он не соглашается с решением совета, то он нарушает закон клана, что наказуемо переводом в низшую касту или полным изгнанием из общества клана. Если обида не может быть разрешена советом, то применяется испытание обиды. Правила, управляющие испытанием, многочислены и строги. Если противники - мехвариоры или пилоты истребителей разных весовых классов, то совет должен сделать соревнование более равным. Часто тип машины берётся в половину от выбранного размера, а спорящие имеют несколько недель, чтобы привыкнуть к их новым машинам. Если спорящие из различных ответвлений касты воинов, то выбирается некоторая средняя площадка, например, ограждение с кнутами медузы. Если эти двое несходны в телосложении (например, пилот аэрокосмолёта и элементал), то они должны выбрать представителей, чтобы драться за них или всецело забыть обиду. Само испытание судится членами совета, гарантирующими, что этикет испытания и боя строго соблюдены. Определяется Круг Равных, размером от 10 метров в диаметре для рукопашного испытания до 100 километров и больше для воздушной дуэли. Никто кроме противников не может вступить в Круг Равных, пока не приглашён, и покинуть круг прежде, чем соревнование закончено, что является позорным поражением. Все испытания определяются смертью, но они обычно заканчиваются прежде, чем любой из противников будет убит. Эта сложная система решений и инструкций разработана, чтобы прошёл гнев, разжёгший испытание, обычно это так и происходит. Тем не менее, некоторые записи указывают, что иногда гнев между двумя воинами или двумя группами воинов продолжается и после испытания обиды и выливается во вражду. Наиболее печально известная и хорошо задокументированная неудача системы испытания обиды включала сибко Николая Прайда и кибутцу Синего Дьявола Клана Дымчатого Ягуара. Воины Синиго Дьявола поддерживали недовольство несколько поколений, основаясь на предполагаемом пренебрежении во время церемонии Совета Дымчатого Ягуара. Другие рассказы говорят, что много дуэлей чести разрешились менее формально и более быстро, чем диктуют официальные источники. Например, испытание обиды между двумя сибкинами редко привлекает внимание Совета Клана. Вместо этого немедленно очерчивается Круг Равных, и эти двое борятся под наблюдением инструктора, пока один из них не будет выбит из круга.

Испытание отказа (Trial of Refusal)
Совет Клана и Великий Совет, подобно любым законодательным органам, устанавливают законы и положения, которые затрагивают общество. Однако, в отличие от законодательства Внутренней Сферы, любое решение может быть оспорено или полностью изменено испытанием отказа. Это испытание позволяет проигравшей стороне право потребовать решить проблему в битве. Силы сторон, участвующих в испытании отказа, определяются на основе результатов голосования. Отвергающая решение сторона заявляет, какие силы она будет использовать, а защищающая решение сторона (атакующая) может выставить силы, эквивалентные соотношению голосов "за" и "против". Например, если решение было принято большинством в три голоса против одного, то атакующая сторона может выставить в три раза больше сил, чем оспаривающая решение сторона. Тем не менее, традиционные торги командиров обычно сказываются в результате на меньших атакующих силах. Если это испытание приходит к логическому завершению, то командир может голосовать за решение, которому в действительности он противостоит, и затем сделать такие низкие заявки, что решение может поменяться. Есть мнение, что такое поведение воина встречается шоком или гробовой тишиной, а подобное нарушение чести просто немыслимо. Если оспаривающая решение сторона победит, то результаты голосования меняются. А если проиграет - то оспаривающая сторона может выполнить испытание забвения, и её протест будет забыт.

Испытание поглощения (Trial of Absorption)
Интересная разновидность испытания отказа - это право поглощения. Великий Совет может проголосовать, чтобы позволить одному клану поглотить другой, но только единодушно (за исключением поглощаемого клана). Совет затем определяет, какой клан извлечёт выгоду из поглощения. Естественно ожидать, что поглащаемый клан потребует испытания отказа. Клан, выбранный для поглощения более слабого клана, может также быть вызван другими на испытание отказа, даже перед битвами с поглощаемым кланом. В результате испытания могут длиться годами. Например, Клан Волка выиграл право поглотить Клан Чёрной Вдовы в 2825 году, но был должен нанести поражение трём другим кланам за это право.

Испытание положения (Trial of Position)
Испытание положения определяет, какой из кандидатов станет воином клана. Чтобы стать им, он должен победить, по меньшей мере, одного из трёх соперников. Если он побеждает двух или всех трёх, то немедленно получает звание офицера его клана. Если он не победит ни одного соперника, то его переводят в более низкую касту.

Испытание Права Крови (Trial of Bloodright)
Серия испытаний один на один, которые определяют, кто выиграет право использовать Имя Крови. Каждый воин, имеющий Имя Крови в конкретном Доме Крови, назначает одного кандидата. Глава Дома рекомендует дополнительных кандидатов, до общего числа 31. 32-е место завоёвывается в бою между желающими получить Имя Крови, но не рекомендованными. Порядок соревнования определяется "жребием". Каждый боец вкладывает свой персональный медальон, догид, в "колодец решения". Хранитель клятвы или хранитель закона последовательно достаёт жетоны, чтобы определить, какой жетон упал на дно сосуда первым. Воин, чей жетон приземлился на самый верх ("охотник"), выбирает способ битвы (с оружием, что означает использование той боевой машины, на которой тренировался воин, или без оружия). Другой воин ("дичь") определяет ход состязания. Хотя эти дуэли за Имя Крови не обязаны заканчиваться смертью, свирепость битвы и напористость бойцов часто оставляют проигравшего кандидата смертельно раненным или мертвым.

Испытание уничтожения (Trial of Annihilation)
Испытание уничтожения - наиболее радикальное наказание, которое могут объявить кланы. Оно вне вопроса кто прав, а кто виноват. Испытание уничтожения фактически гарантирует, что воин умрёт, а его гены будут изъяты из генного пула кланов. Это испытание может быть признано только единодушным голосованием соответствующего совета и только для наиболее отвратительных преступлений против общества кланов. Испытания уничтожения объявлялись против воинов, звёзд и даже кластеров, но только однажды целый клан понёс это окончательное наказание. Поскольку любое упоминание о клане, вовлечённом в это испытание уничтожения, наказуемо испытанием обиды, никакой клановец не произнесёт название "неназываемого клана". Детали его уничтожения также невозможно обнаружить. Тем не менее, осторожное исследование Предания и искусно поставленные вопросы указывают на Клан Росомахи, как объект этого испытания уничтожения.

Истребитель (Fighter)
Истребители являются основой флотов Внутренней Сферы и кланов. Они наиболее эффективны в бою и не очень дороги в производстве. Истребители бывают трёх типов: обычные самолёты, аэрокосмические истребители или АКИ (ASF) и омниистребители (OmniFighters). По весу делятся на лёгкие (5-45 тонн), средние (50-70 тонн) и тяжёлые (75-100 тонн).

К

КА (RK)
Королевская Армия (Дом Магнуссона).

Канистра (Canister)
Клановское слэнговое слово для обозначения евгенической программы касты воинов. Также может использоваться специально для обозначения искусственной матки.

Каста (Caste)
Общество кланов жёстко делится на 5 каст (в порядке убывания влияния): воины, учёные, торговцы, техники и рабочие. Кроме того, существует шестая каста - бандиты, официально непризнаваемая обществом кланов. В каждой касте много подкаст, основанных на специальных навыках. Каста воинов в значительной степени является продуктом программы искусственного размножения, причём новые члены касты создаются искусственно на основе генетического материала ныне живущих или погибших воинов, особенно прославивших своё имя. Кандидаты, провалившиеся на испытании положения, переводятся в касты учёных и техников, создавая в этих кастах существенную концентрацию вернорожденных членов. Большинство гражданских каст образовано в результате научно спланированных браков в пределах каждой касты. Дети всех каст подвергаются интенсивному исследованию в течение их обучения для определения касты, для которой они лучше подготовлены, хотя большинство остаются в той же касте, что и их родители. Этот процесс позволяет детям, рождённым членами гражданских каст начать обучение на воинов, хотя они принадлежат к менее престижному разряду вольнорожденных.

Квиафф (Quiaff) / квинег (Quineg)
Это клановские выражения, используемые в конце риторического вопроса. Если ожидается утвердительный ответ, то используется квиафф. Если ожидается отрицательный ответ, то квинег будет правильным завершением вопроса.

Кешик (Keshik)
Кешик представляет собой комбинацию гвардии и командного подразделения и обычно служит хану. По традиции хан командует кешиком, но на практике ежедневные вопросы рассматривает звёздный полковник. Кешик варьируется в размере от тринария до кластера. Все воины рассматривают службу в нём высшей честью, которую они могут принести их клану.

Киндраа (Kindraa)
Военно-политическая фракция Клана Огненного Мандрилла, состоящая из одного или нескольких Домов Крови.

Кланы (Clans)
Во время падения Звёздной Лиги генерал Александр Керенский, командир регулярной армии Звёздной Лиги, увёл почти 80% СОЗЛ из Внутренней Сферы, что стало известно как первый Исход. После остановки за Периферией, в 1300 световых годах от Терры, Керенский и его последователи колонизировали кластер необитаемых звёздных систем (Миры Пентагона) возле большого сферического кластера (Калибан Небула или Плащ Керенского), скрывшего их от Внутренней Сферы. Через 15 лет среди изгнанников разразилась гражданская война, угрожавшая уничтожить всё, что они создали тяжёлым трудом. Во время второго Исхода Николай Керенский, сын Александра, спасаясь от новой войны увёл своих последователей в один из миров возле сферического кластера. Там, на Стране Мечты, Керенский впервые создал и организовал то, что стало известно как система кланов, чтобы разорвать фракции среди участников Исхода и предотвратить гражданскую войну в войсках, принявших участие в Исходе. Вот названия 20 оригинальных кланов, созданных Николаем:
Клан Адской Лошади,
Клан Буррока,
Клан Волка,
Клан Гигинтского Скорпиона,
Клан Дух Крови,
Клан Дымчатого Ягуара,
Клан Звёздного Ужа,
Клан Койота,
Клан Кота Новы,
Клан Ледяного Хеллиона,
Клан Мангуста,
Клан Морской Лисы,
Клан Нефритового Сокола,
Клан Облачной Кобры,
Клан Огненного Мандрила,
Клан Призрачного Медведя,
Клан Росомахи,
Клан Снежного Ворона,
Клан Стальной Гадюки,
Клан Чёрной Вдовы.

Кодекс (Codex)
Кодекс - это личная запись каждого воина. Он включает имена всех воинов с Именем Крови, потомком которых является воин. Также в нём записана дополнительная информация, такая как номер поколения воина, Дом Крови и идентификатор кодекса, цифро-буквенный код, характеризующий индивидуальные отличия ДНК воина. Кодекс также содержит запись военной карьеры воина.

Команда Обеспечения и Защиты клана Стальной Гадюки (Steel Viper R&D Team), (SVR&DT)
Подразделение клана Стальной Гадюки из касты техников обеспечивающее связь и поддержку клана.

КомГвардия (ComGuard)
Войска КомСтара, изначально созданные для охраны ГИС. Победили кланы на Тукайиде в 3052 году, результатом чего стало обязательство кланов не нападать на государства Внутренней Сферы в течении 15 лет.

КомСтар (ComStar)
Межзвёздная сеть связи КомСтар был детищем Джерома Блэйка, министра связи во время последних лет Звёздной Лиги. После падения Лиги Блэйк захватил Терру и преобразовал остатки сети связи в частную организацию, продающую свои услуги пяти Наследным Лордам. С тех пор КомСтар стал могучей тайной организацией, тяготеющей к мистике и ритуалам. Приобщившиеся к псевдорелигии Ордена КомСтар посвящают себя пожизненному служению. В 3052 году произошёл Раскол КомСтара, в результате чего появилось Слово Блэйка.

Контракт (Contract)
Контракт - это соглашение между командирами двух подразделений, позволяющее одному командиру включать части другого в свою заявку за право участвовать в битве или испытании. Во время вторжения во Внутреннюю Сферу командиры кластеров в галактике часто заключали контракты, чтобы сделать лучшие и зачастую более экстравагантные заявки, всё ещё сохраняя хорошее сочетание подразделений мехов, элементалов и истребителей.

Конфедерация Капеллы (Capellan Confederation), КК (CC)
Государство Внутренней Сферы, с 2366 года управляемое Домом Ляо.

Корабль (Ship), К (S) / Судно (Vessel), С (V)
Имеется ввиду космический корабль - боевой корабль, прыгун или шаттл. Например, КЗЛ Нельсон (SLS Nelson) - корабль Звёздной Лиги, СКС Исходящий Свет (CSV Outbond Light) - судно КомСтара.

Корегн (Coregn)
Персональный помощник звёздного полковника или командира гарнизона.

КРБР (RRIB)
Королевское Разведывательное Бюро Расалхага.

КРЛ (LIC)
Корпус Разведки Лиры (Дом Штейнера).

Кровопускание (Blooding)
Кровопускание - это другое название испытания положения, призванного определить, станет ли кадет воином клана. Кандидат должен сначала продемонстрировать физическую доблесть в персональном бою, победив хотя бы одного из трёх противников. В случае двух или трёх побед кандидат немедленно квалифицируется как офицер его клана. Если он не сможет победить хотя бы одного противника, то будет переведён в более низшую касту. Если кандидат выдержал испытание, то имеет место ряд церемоний. Он должен быть ритуально защищён несколькими воинами клана, когда вызывается другими представителями клана или даже встретиться с этими представителями в смертельном бою.

Круг Равных (Circle of Equals)
Область, в которой проводится испытание, известна как Круг Равных. В размерах он варьируется от нескольких дюжин футов для персонального боя до десятков миль для крупномасштабных испытаний. Хотя традиционно это круг, но его форма может быть любой.

Курултай (Kurultai)
Курултай - это военный совет клана. Большой Курултай - это военный совет ханов всех кланов. Только ильХан может созывать Большой Курултай в любое время или в любом месте. С другой стороны, обычный Большой Совет может созываться только петицией трёх или больше кланов и должен проводиться в Зале Ханов на Стране Мечты.

Кэш Брайена (Brian Cashe)
Клановский склад оборудования, созданный Керенским обычно во время процесса демобилизации после прибытия в Пентагон. Название происходит от крепости Звёздной Лиги Замок Брайена.

Л

Лазер (Laser)
Лазер (Light Amplification by Stimulated Emission of Radiation, LASER) способен концентрировать мощнейший поток теплового излучения на малой площади поверхности. Лазеры бывают: микро, малые, средние и большие. Также они имеют улучшенные версии: дальнобойные (ДБ), импульсные, ДБ-импульсные, Х-импульсные и тяжёлые. Кроме станковых боевых лазеров, существуют и переносные модификации. Помимо использования лазера как оружия, он находит применение в различных системах связи, локации и наведения. Для этого используются маломощные лазеры.

Лига Свободных Миров (Free Worlds League), ЛСМ (FWL)
Древнейшее государство Внутренней Сферы, с 2271 года управляемое Домом Марика.

М

Маскировка (Maskirovka)
Служба разведки Дома Ляо.

Машина (Vehicle)
Большинство армий используют свои ресурсы мехов по возможности экономно и часто включают в войска обычные машины, используя их в конфликтах с низкой интенсивностью и как дополнение к подразделениям мехов. Подобно мехам, машины могут также быть построены как модульные "омнимашины" (OmniVehicles). Машины классифицируются по весу подобно мехам, а также по их типу передвижения. Бывают лёгкие (5-35 тонн), средние (40-55 тонн), тяжёлые (60-75 тонн) и штурмовые (80-100 тонн), а также наземные, морские и аппараты вертикального взлёта и посадки. Армии Внутренней Сферы XXXI века включают 3 типа наземных машин: гусеничные, колёсные и на воздушной подушке; 2 типа морских судов: надводные (с водоизмещающим корпусом и на подводных крыльях) и субмарины; 3 типа аппаратов вертикального взлёта и посадки: вертолёты, X-крыловидные аппараты и самолёты с наклоняемыми роторами.

Монастырь (Cloister)
Военно-политическая фракция Клана Облачной Кобры, организованная на основе религиозных верований.

МРИО (MIIO)
Министерство Разведывательных Исследований и Операций (Дом Давиона).

МРСИ (SIMI)
Министерство Разведки Святого Ива.

Н

Наследие Крови (Bloodheritage)
Это история воинов, носящих одно и то же Имя Крови.

Наследные Лорды (Successor Lords)
Каждое из пяти наследных государств, выросших на месте некогда единой Звёздной Лиги, управляется семейством, возводящим свой род к одному из пяти Лордов Совета, составлявших Верховный Совет Звёздной Лиги. Главы всех пяти правящих Домов заявляют своё право на титул Первого Лорда и готовы перегрызть друг другу глотки. Такое положение дел сохраняется с 2786 года, который считают годом начала Войн за Наследство. Всё обширное пространство Внутренней Сферы, все эти населённые людьми звёздные системы, когда-то входившие на правах отдельных государств в Звёздную Лигу, представляют собой сегодня огромное поле битвы.

Немощь (Powless)
Немощь - это уязвимость воина, особенно элементала, чувствуемая, когда он вынужден сражаться без привычного оружия. Скорее всего, это слово произошло от слова "бессилие" (powerless).

О

Обрез (Cutdown)
Минимальная сила, необходимая для победы в любом испытании, за которую проводятся торги. Умными считаются те торгующиеся, которые могут вынудить их противников сделать предложение меньше обреза. Командиры, победившие силами меньше обреза, удостаиваются большой чести.

Объединение Святого Ива (St.Ives Compact), ОСИ (SIC)
Образовалось в 3029 году путём отделения от Конфедерации Капеллы Оборонительной Зоны Святого Ива во время Четвёртой Войны за Наследство. Сильно зависит от Федеративного Содружества, хотя номинально является суверенным государством. Объединением Святого Ива управляет Дом Аллард-Ляо.

ОвХан (OvKhan)
Этот термин почтительного обращения к кому-либо более высокого ранга.

Огнефир (Ognefir)
Клановский крепкий алкогольный напиток.

ОССД (DCMS)
Объединённые Солдаты Синдиката Драконов.

П

Периферия (Periphery)
Обширные области пространства, частью исследованные, частью - нет, прилегающие к границам Внутренней Сферы. Первоначально Периферия заселялась колонистами с Терры. Во время распада Звёздной Лиги эти области особенно сильно пострадали от технологического, политического и экономического кризиса, охватившего территории Лиги, что привело к значительному сокращению населения планет Периферии вплоть до того, что некоторые области практически обезлюдели. В настоящее время Периферия является убежищем пиратских королей, феодалов, плантаторов и людских отбросов Внутренней Сферы.

Пехота (Infantry)
Внутренняя Сфера и кланы используют два вида пехоты. Небронированная пехота обычно организовывается во взвода по 28 или по 21 человек. Бронепехота формируется из точек по 5 человек (кланы) или из отделений по 4 человека (Внутренняя Сфера). Пехота бывает: пешая, моторизованная, прыжковая и бренепехота.

Право Крови (Bloodright)
Определённое происхождение Имён Крови называется Правом Крови. С каждым Именем Крови связано 20 Прав Крови. Право Крови - это не то, как мы определяем термин "происхождение", потому что воины, унаследовавшие Право Крови могут быть родственны только по их общему предку. Как и Имена Крови, некоторые Права Крови стали более престижными, чем другие, что сильно определялось историей Прав Крови.

Предание (The Remembrance)
Предание - это эпическая поэма клана, содержащая историю клана, начиная со времён Исхода из Внутренней Сферы и до настоящего времени. Предание постоянно расширяется, включая в себя современные события. Каждый клан имеет слегка различную версию Предания, отражающую их собственное мнение и опыт. Все воины клана могут по памяти процитировать целые строфы из этого изумительного эпоса. Отрывки из этой книги часто можно увидеть красиво нарисованными на боках омнимехов, истребителей и даже на бронекостюмах.

Пробирочник (Canister Born)
Клановский слэнг для элементов искусственного размножения евгенической программы или вернорожденных воинов, как результата этого процесса.

Прыгун (JumpShip), Т-корабль
Прыгун - это транспортное средство для межзвёздных перелётов. Впервые разработан в XXII столетии учёными Терры. Внешний вид: длинный, узкий корпус двигательного отсека, заканчивающийся парусом в виде гигантского зонтика диаметром около километра. Прыгун способен мгновенно перемещаться из одной точки пространства в другую. Выпрыгнув в Евклидово пространство, прыгун не может покинуть его до тех пор, пока не пополнит запасы энергии для двигателя Керни-Фушида. Гигантский парус прыгуна сделан из особого металла, способного поглощать и накапливать электромагнитное излучение ближайшей звезды. После того как парус накопил достаточное количество энергии, он передаёт её в двигательный отсек, где энергия преобразуется в особое поле, искривляющее и свертывающее пространство вокруг прыгуна. Мгновение спустя он переходит в гиперпространство и появляется в другом месте, покрывая при этом расстояние около 30 световых лет. Поле, искривляющее пространство, называется полем Керни-Фушида. Именно его открытие и проложило человечеству дорогу к звёздам. Прыгуны несут противометеоритное оружие и неспособны воевать с вооружёнными звездолётами. Сотни лет прыгуны Внутренней Сферы были имунны к опастностям войны из-за дороговизны и долгого времени их производства, поэтому их предпочитали захватывать, а не уничтожать. Прыгуны никогда не садятся на планеты и крайне редко заходят внутрь планетных систем. Межпланетные перелёты осуществляются шаттлами - небольшими судами с ядерными двигателями, находящимися на прыгуне во время прыжков.

Пушка-проектор частиц (Particle Projector Cannon), ППЧ (PPC)
ППЧ представляет собой магнитный ускоритель, стреляющий высокоэнергетическими зарядами протонов или ионов, ноносящих повреждения мощной ударной волной и высокой температурой. ППЧ является наиболее эффективным из доступных для мехов видов оружия. Он имеет дальнобойную версию (ДБ ППЧ), которая выделяет в 1,5 раза больше тепла.

Р

Ракеты ближнего действия (Short-Range Missiles), РБД (SRM)
Оружие, применяющееся для поражения цели, находящейся в пределах прямой видимости. Оно обеспечивает поражение цели на расстоянии до 270 метров. РБД подразделяются по количеству пусковых установок: РБД-2, РБД-4 и РБД-6. Боеголовки РБД бывают самонаводящиеся и инферно. Как РБД, так и РДД имеют следующие модификации: для стрельбы под водой торпедами и с одним выстрелом.

Ракеты дальнего действия (Long-Range Missiles), РДД (LRM)
Используются для поражения удалённых объектов и целей вне пределов прямой видимости. РДД обеспечивает поражение цели на расстоянии до 630 метров и несёт боеголовку, в 2 раза менее мощную, чем у РБД. РДД подразделяются по количеству пусковых установок: РДД-5, РДД-10, РДД-15 и РДД-20. Кроме этого, боеголовки РДД бывают самонаводящиеся, полунаводящиеся, теплонаводящиеся, зажигательные,осветительные, разделяющиеся, осколочные, дымовые и с минами.

Ракеты среднего действия (Medium-Range Missiles), РСД (MRM)
РСД разработаны учёными Синдиката Драконов для покрытия нужды в дешёвом, быстро производимом оружии, которое могли бы использовать новобранцы Синдиката. РСД - это ненаводящиеся ракеты, используемые по принципу "выпустил и забыл". Отсутствие системы наведения позволило увеличить дальность стрельбы до 450 метров, по сравнению с РБД, и количество пусковых установок до 40, по сравнению с РДД. РСД подразделяются по количеству пусковых установок: РСД-10, РСД-20, РСД-30 и РСД-40.

Рид (Rede)
Одна из многих форм чести в кланах, рид - это обещание чести. Нарушение рида может караться смертью.

Ристар (Ristar)
Этот термин обозначает особо одарённого воина на его пути к высокой должности. Возможно он произошёл как сокращение от "восходящей звезды" (rising star).

РОМ (ROM)
Служба разведки КомСтара.

С

Сатарра (Satarra)
Совет Клана может наложить вето или сатарру для прекращения или приостановки споров между кастами в их юрисдикции. Сатарра принимается только тогда, когда отношения кажутся зашедшими в тупик и / или угрожающими нарушить рабочий порядок клана. Это больше похоже на ритуал, чем на легитативный акт.

Савашри (Savashri)
Клановский эпитет или ругательство.

САФЕ (SAFE)
Разведывательное агенство Лиги Свободных Миров.

Сафкон (Safcon)
Используя сафкон войска могут нетронутыми проследовать к полю битвы.

Свободная Республика Расалхаг (Free Rasalhauge Republic), СРР (FRR)
Образовалась в 3034 году путём отделения от Синдиката Драконов Военного Округа Расалхаг, за что куритяне получили значительную военную и политическую поддержку от КомСтара, заодно образовав буферную зону между собой и лиранцами. После Тукайида вкючает всего 6 планет, где размещёны войска и песонал КомСтара. Свободной Республикой Расалхаг управляет Дом Магнуссона.

Связанный (Bondsman)
Захваченного воина называют связанный и рассматривают как члена касты рабочих, пока захвативший его клан не освободит его или вновь не восстановит в статусе воина. Связанный удерживается честью, а не оковами. Обычай требует, чтобы даже захваченный в бою воин с Именем Крови, в течение некоторого времени был связанным. Все связанные носят витой браслет - узы. Цвет уз обозначает клан, который захватил связанного, а полоски на них обозначают подразделение, которое захватило его в плен.

Сейла (Seyla)
Сейла - это ритуальный ответ, произносимый хором участниками торжественных церемоний клана и других важных собраний. Нет точной уверенности в происхождении или точном значении этого слова, но оно произносится только с глубоким почтением и благоговением. Сейла - так звали одного вольнорожденного воина из Клана Волка, пожертвовавшего собой ради спасения хана Джерома Уинсона в бою во время войны Клана Волка с Кланом Чёрной Вдовы.

Сибко (Sibko)
Сибко представляет собой группу детей, произведённых от общих генетических родителей мужского и женского пола в соответствии с евгенической программой касты воинов. Члены сибко растут вместе и постоянно тестируются. Когда отдельные члены сибко не проходят тест, они переводятся в низшие касты. Сибко состоит примерно из 20 членов, но обычно только 4 или 5 из них остаются к тому времени, когда проводится последний тест, чтобы стать воинами - испытание положения. Эти тесты и прочие трудности могут сплотить оставшихся "сибкинов" вместе, впоследствии они во всём доверяют и понимают друг друга с полуслова. Дружба, возникающая между сибкинами, нередко продолжается в течение всей их жизни.

Синдикат Драконов (Draconis Combine), СД (DC)
Государство Внутренней Сферы, с 2319 года управляемое Домом Куриты.

Слово Блэйка (Word of Blake), СБ (WoB)
Фракция наиболее упорных религиозных фанатиков КомСтара, непринявших реформы регента Анастасиуса Фохта и в 3052 году ушедших из КомСтара вместе с мехами, боевыми звездолётами и другим оборудованием на планету Гибсон в Лиге Свободных Миров. Слово Блэйка в 3058 году захватило у КомСтара Солнечную Систему и Терру.

Содружество Лиры (Lyran Commonwealth), СЛ (LC)
Государство Внутренней Сферы, с 2341 по 3028 годы управляемое Домом Штейнера.

СОЗЛ (SLDF)
Силы Обороны Звёздной Лиги.

Солнечная Федерация (Federated Suns), СФ (FS)
Государство Внутренней Сферы, с 2317 по 3028 годы управляемое Домом Давиона.

СРВП (GPIS)
Служба Разведки Великой Периферии.

Страваг (Stravag)
Клановский эпитет, возможно комбинация клановских слов стран (независимый) и вагон (родившийся).

Суркай (Surkai)
Суркай - это право забвения. Честь кланов требует единства мысли и веры в отношении всех сторон жизни общества. Если воин с чем-нибудь не согласен или клан не согласен с Советом Кланов или же член одной касты оскорбляет члена другой касты, ожидается суркай. Вопрос гордости - чтобы оппонент свободно признал бы свои ошибки и испросил наказания. Совершающие большой суркай, приводятся в пример другим, за добровольную ответственность за свои независимые поступки. К несовершающим суркай, когда он ожидается, относятся с подозрением.

Суркайрид (Surkairede)
Обещание забвения или суркайрид - это соглашение чести между большинством и несогласными. Согласно суркайриду, когда несогласный получает наказание за несогласие с большинством, он может восстановить свою позицию в обществе и не страдать больше от бесчестья за сказанные слова.

Т

Троткин (Trothkin)
Формально этот термин обозначает членов расширенного сибко. Менее формально воин использует термин троткин, обращаясь к кому-то значительному.

Тумен (Touman)
Этот термин обозначает вооружённые силы клана.

У

Узы (Bondcord)
Витой браслет, носимый связанными, известен как узы. Связанные касты воинов носят узы из трёх шнуров на их правом запястьи, с цветами и раскраской, обозначающий клан и подразделение, захватившие воина. Шнуры представляют единство, точность и мастерство. Хозяин уз может отрезать каждый шнур, когда почувствует, что связанный демонстрирует специфическое качество. Согласно традициям, когда последний шнур срезан, связанный считается свободным членом его нового клана и принимается в касту воинов. Каждый клан следует этой традиции в разной степени: например, Клан Волка принимает почти всех достойных личностей независимо от их прошлого, в то время как Клан Дымчатого Ягуара обычно принимает только вернорожденных воинов.

Ф

Федеративное Содружество (Federated Commonwealth), ФС (FC)
Образовалось в 3028 году путём слияния Содружества Лиры и Солнечной Федерации после свадьбы Ханса Давиона и Катрины Штейнер. Это самое большое государство Внутренней Сферы управляется Домом Штейнера-Давиона. В 3057 году от него отделился Альянс Лиры.

Х

Хан (Khan)
Каждый клан избирает двух руководителей или ханов. Один служит военным и административным руководителем клана. Должность второго хана является менее определённой. Он является вторым по званию, выполняя обязанности, назначенные первым ханом. Во время большой внутренней или внешней угрозы, а также, когда требуются совместные действия всех кланов, избирается главный координатор кланов - ильХан.

Хегира (Hegira)
Победившие воины клана изредка предоставляют привелегию хегиры побеждённым противникам. Хегира позволяет противнику с честью покинуть поле боя без дальнейшего боя или ущерба.

Хозяин уз (Bondholder)
Хозяин уз - это индивидуум, традиционно член касты воинов, ответственной за захват связанного, принадлежащего ему. Клан считает хозяина уз ответственным за действия, образование и наказание связанного.

Хранитель закона (Loremaster)
Хранитель закона следит за исполнением законов и сохранением истории клана. Эта почётная и политически влиятельная должность. Хранитель закона играет ключевую роль в расследованиях и испытаниях, где он часто назначается на роль адвоката или дознавателя. Хранитель закона также ответственен за запись эпической истории клана - Предания. Каждый клан должен иметь выбранного хранителя закона и Предание.

Хранитель клятвы (Oathmaster)
Хранитель клятвы - это противоположность хранителя закона в традиции клана. Должность имеет аналог во Внутренней Сфере - оружейный сержант, но представляет собой более респектабельное значение. Хранитель клятвы засвидетельствует все клятвы, а хранитель закона записывает их. Обычно должность хранителя клятвы занимает старейший воин клана, имеющий Имя Крови (если он желает этой чести), а сама должность является одной из немногих в кланах, не завоевываемых в битве.

Ч

Чалкас (Chalcas)
Всех (или всё), оспаривающих кастовую систему кланов, называют чалкас.

Ш

Шаттл, дропшип (DropShip)
Прыгуны обычно избегают входить в пространство планетных систем и выпрыгивают из гиперпространства на значительном отдалении от планет, являющихся целью их путешествия. Для челночных полётов внутри планетных систем используются шаттлы. Во время гиперпрыжков шаттлы пристыкованы к прыгуну. Способные перемещаться лишь в Евклидовом пространстве, ограниченные в скорости, шаттлы, с другой стороны, отличаются очень высокой маневренностью и мощным вооружением в сочетании с высокими аэродинамическими показателями, что даёт им возможность совершать посадки на поверхность планет. Шаттлы могут перевозить пассажиров, грузы, мехи и аэрокосмические истребители. Перелёт от точки выхода прыгуна из гиперпространства до планеты обычно занимает несколько дней или недель, в зависимости от массы и светимости основной звезды планетной системы.

Э

ЭкХан (ecKhan)
Лидера монастыря Клана Облачной Кобры называют экХан.

Элементал (Elemental)
Элементалы - элитная бронепехота кланов. Эти мужчины и женщины отличаются гигантским ростом (2-3 метра), они выведены специально, чтобы носить разработанные кланами бронекостюмы.

ЭУКД (DEST)
Элитная Ударная Команда Драконов - спецотряд пехоты Дома Куриты

Назад

Сайт создан в системе uCoz